Денситометрия

Денситометрия – это методика рентгенологического исследования, которая определяет плотность и количество минеральных веществ в определенном объеме костной ткани. Измерение плотности кости используется в клинической медицине, как косвенный показатель наличия остеопороза и риска переломов костей. Данное исследование не требует подготовки, проходит быстро, безболезненно и связанно с низким уровнем радиационного облучения. Чаще всего измерения проводят в области поясничного отдела позвоночника и верхней части бедра.

Учеными подтверждена прямая связь между наличием такого заболевания, как остеопороз (пониженная плотность кости) и высоким риском переломов. Переломы нижних конечностей или таза в результате падений являются значительной проблемой общественного здравоохранения, особенно у женщин пожилого возраста. Последствия таких травм могут привести к неспособности самостоятельной жизни, к повышению количества медицинских расходов и даже риску летального исхода. В прошлом существовал риск выявления остеопороза на поздних стадиях, когда уже имелась выраженная структурная перестройка костной ткани. В наши дни, современная техника, с помощью измерения плотности костной ткани может с точностью рассчитать риск возникновения данного заболевания и повышения хрупкости костей.

Костная денситометрия является единственным тестом, который может диагностировать остеопороз до того, как произойдет структурная перестройка кости. С помощью исследования врач может:

• определить снижение плотности костной ткани,
  • выявить риск разрушения кости,
  • поставить диагноз остеопороз,
  • проконтролировать динамику лечения.

Существуют различные виды денситометрии, к ним относятся:

• количественная компьютерная томография.
  • количественная магнитно-резонансная томография;
  • количественная ультразвуковая денситометрия;
  • двуэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия.

Во время остеоденситометрии с помощью компьютерного томографа используется рентгеновское излучение, для измерения количества кальция и других минеральных веществ кости. Чем выше содержание минеральных веществ в костях, тем плотнее и прочнее кость в целом. В результате анализа оцениваются Z и Т-критерии. По Т-критерию определяются отсутствие или наличие остеопороза, и степень его выраженности. Под Z-критерием понимается сравнение плотности костной массы пациента со средним показателем его возрастной группы. Оценку минеральной плотности костной ткани рекомендуется проводить один раз в год, особенно при наличии факторов риска. Для данной процедуры необходимо соблюдение нескольких простых правил :

• Остановить прием препаратов кальция;
  • Сообщить врачу о малейшей вероятности беременности;
  • Сохранять неподвижность во время самого исследования для обеспечения четкости изображения;
  • Если вы недавно проходили обследование с использованием контрастных препаратов, следует об этом поставить врача в известность.

Ваш результат денситометрии поможет вашему лечащему врачу сделать необходимые рекомендации для восстановления здоровья защиты ваших костей.